Конкурс инноваций в образовании

Сфера образования нуждается в свежих идеях и в людях, которые смогут их воплотить в жизнь. Конкурс проводится без ограничений по возрасту и профессиональной принадлежности. Если вам есть что предложить сфере образования, этот конкурс для вас.

Конкурс инноваций в образовании

Образовательные стартапы: hacking the system.

17 / 11 / 2017

Наверняка каждый хоть раз задумывался, как сделать образование в России лучше. Возможно, эти идеи даже были перспективными, но так и остались на уровне фантазий, ведь путь от отличной инициативы до успешно работающего проекта долог и непрост. Как его пройти и не перегореть, рассказали лидеры популярных образовательных проектов на конференции "Национальная технологическая революция 20.35" в Санкт-Петербурге 7-8 ноября.  

image_image 

Участники дискуссии «Образовательные стартапы: hacking the system»

 

 

От платформы "Силикатная" до сельской глубинки  

 

Проект "Учитель для России", реализованный по модели государственно-частного партнерства, представила его участница Мария Зайцева. Программа помогает педагогам и другим инициативным людям устроиться на работу в "сложные" школы в депрессивных районах, на окраинах, в селах. За это первые два года участники получают стипендию в размере 35 тысяч рублей и педагогическое образование на базе Высшей школы экономики. 

В мире давно существует похожая программа "Teach For All", но для её внедрения в России необходимо было учесть множество нюансов, характерных именно для нашей системы образования.  

"Когда работаешь в школе в районе платформы "Силикатная" с неблагополучными подростками, легко сорваться и всё бросить. Поначалу они проверяют на прочность, срывают уроки. Но если заставить их поверить тебе, лёд обязательно тронется. Например, вы видите, что ребенку интересна мистика. Поручите ему подготовить проект по творчеству Гоголя. И он по-новому откроет для себя литературу! Подобных приёмов масса. Главное – пробовать." -  Мария Зайцева, участница проекта "Учитель для России"

Зачастую участников программы не принимали и сами учителя, недоумевая, с какой стати люди без педагогического опыта приехали учить не только детей, но и их, да ещё за "такие деньги"! 

К слову, стипендия для переехавших в сельскую местность из крупных городов была придумана неспроста. Людям, оставившим хорошо оплачиваемую работу, было сложно привыкнуть к зарплате в 7 тысяч рублей. А доплата за участие в проекте позволяет снять жилье, обустроиться и не так сильно ощущать разницу с предыдущим заработком. 

 "Вместе со мной на проект пришло 48 человек. Радует, что после двух лет работы все остались в образовании. Часть ушла в другие профильные структуры, кто-то стал коучем. Но большинство (28 человек) продолжило преподавать в школах. Мы повысили успеваемость, наши дети стали ездить на олимпиады и побеждать в них. Многие участники программы были слишком инициативными, пытались объяснить местным учителям, что их методы устарели и нужно внедрять новые. Это было ошибкой. Ведь каждому есть чему поучиться друг у друга. Поэтому важно грамотно выстраивать коммуникацию с коллегами." - говорит Мария.

 

 

Бумага отчётов не стерпит 

 

Сегодня при помощи электронных журналов и дневников компании "Дневник.ру" многие школы России полностью отказались от бумажной отчётности. Но к таким результатам проект шел почти 10 лет. Поначалу в регионах с недоверием относились к неизвестной частной компании.  

"На протяжении нескольких лет мы выстраивали диалог на местах, проводили обучение, вебинары, демонстрировали положительный опыт других регионов. Но росли медленно, на 20-25% в год. И только 3 года назад, когда нашли нужную модель работы, эти показатели увеличились вдвое." - Гавриил Леви, генеральный директор Дневник.ру, во время дискуссии "Образовательные стартапы: hacking the system"

Нужная модель заключалась в государственно-частном партнёрстве. Регионы получают от компании бесплатное программное обеспечение в сфере образования в рамках долгосрочного инвестиционного контракта. Это позволяет им экономить госбюджет и направлять высвободившиеся средства на другие пункты расходов. Например, на покупку компьютеров для школ или обучение педагогов. А инвестор оставляет за собой возможность развивать систему и монетизировать её за счёт рекламы и дополнительных коммерческих сервисов, которые по желанию могут подключить пользователи. 

Первым в перспективу такого формата поверило Правительство Московской области, которое в 2015 году совместно с ПАО «Ростелеком» запустило на базе продуктов компании "Дневник.ру" "Школьный портал" для образовательных организаций региона.    

"В прошлом году все школы Подмосковья полностью перешли на электронные журналы. А в этом посещаемость "Школьного портала" выросла в 3 раза, до 34 млн визитов в месяц. Этот пример стал показательным и для других областей. Сегодня по инвестиционной модели с нами работают уже 6 регионов" говорит Гавриил.

Главная задача проекта – полностью перевести все школы, подключенные к платформе, на электронный формат. Это поможет педагогам избавиться от бесконечных отчетов и уделять больше времени ученикам. А ещё решит проблему цифрового неравенства между образовательными организациями разных уровней. Тогда в систему можно будет внедрить ещё больше полезного контента.    

 

Из области фантастики   

 

Для проекта ТРИК по созданию робототехнических конструкторов для образования и творчества повышение успеваемости — не главная задача. Он призван помочь детям понять прикладную сторону таких предметов, как математика, физика и информатика.      

"К созданию проекта нас подтолкнул низкий уровень подготовки абитуриентов. Чтобы решить проблему, надо учить детей основам робототехники со школы. Для этого мы сделали мозг для роботов, к которым есть визуальная среда программирования. Пример – наш акселерометр. Меняем угол наклона прибора и видим смену его цвета. Визуализация помогает лучше понять формулу расчёта угла в прямоугольном треугольнике, и где её можно применить."-  Роман Лучин, старший преподаватель кафедры кибернетики СПбГУ

Однако сегодня существуют образовательные стандарты, которые не позволяют внедрить подобные ноу-хау в каждой школе. Поэтому пока основатели проекта работают с отдельными учебными заведениями, но надежды выйти на более масштабный уровень не теряют, поддерживают проведение бесплатных курсов по робототехнике для педагогов и олимпиад для школьников.   

"Если бы в 85-м году, когда в школах вводился предмет "Информатика", вы сказали будущему бухгалтеру, что через 15 лет его на работу не возьмут без умения работать с компьютером, он бы не поверил в это! То же самое сейчас происходит в области персональной робототехники. Это просто вопрос времени".
 

Как повысить шансы стартапа на успех?

 

Лайфхаки для инноваторов
Диана Королева - модератор дискуссии, директор конкурса инноваций в образовании (КИвО) 
  • «Один в поле не воин» – у команды из нескольких участников вероятность успеха выше.  

  • Лучше, если коллектив неоднородный, если в нём задействованы люди из разных сфер.

  • В хорошей команде обязательно есть предприниматель, а не только идеологи. 

  • Наличие в команде выпускников ведущих университетов сопутствует развитию в правильном направлении. 

  • Сайт помогает повысить авторитет компании в глазах аудитории. 

  • Если у проекта есть ментор, команда всегда будет в тонусе, ведь перед ним надо систематически отчитываться. 

  • Прохождение курсов, участие в мероприятиях и конкурсах, зарубежный опыт повысят вашу значимость на рынке.

 

Репортаж с сессии "Образовательные стартапы: hacking the system" на портале Newtonew

 


Новости

  • vk KIVO
  • facebook KIVO
  • instagram KIVO

© 2014 - 2017 КИВО