Киво.Новости

«Новые люди в образовании»: «раскручивать» изнутри или привлекать извне?

21 октября в рамках форума «Открытые инновации» состоялась сессия «Новые люди в образовании. Вe innovative, be digital, be commited». Участники дискуссии аргументировано показали, что 1,5 миллиона работников системы образования еще ожидаемо скажут свое слово о том, каким должно быть «завтра» образования, а напряжение между инновациями снизу (от педагогов) и сверху (от государства), а также изнутри системы (школы и вузы) и вокруг нее (стартапы, корпорации и НКО) в конечном итоге задаст новую траекторию развития всей экосистемы.


Модератор сессии научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин обозначил в качестве центрального для дискуссии вопрос о том, какие решения и люди помогут сделать сферу образования более инновационной.


«В течение 6 лет существования Конкурса инноваций в образовании большинство заявок приходит от представителей ДПО, внешних активистов. У нас более 1 млн педагогов только в школах, это сообщество людей с огромным потенциалом. Считается, что система образования- ядро инновационной экосистемы, но это ядро внутри себя не очень инновационно. Иногда говорят, что система образования естественным образом консервативна, но мы точно понимаем, что это не так, и дети, которые точно будут жить в другом мире, не должны быть заложниками консервативной системы. Поэтому разговор пойдет о том, как сделать саму систему более инновационной, каких людей в нее стоит привлечь.» 
      Один из источников инноваций в образовательной среде – крупные компании, предлагающие образовательные решения и контент. Вице-президент группы компаний «Просвещение» Алексей Шаповалов отметил, что его компания видит себя «интегратором новаций и решений, которые исходят в том числе от педагогов. Мы очень активно используем педагогов, их компетенции и опыт для разработки наших продуктов. Например, мы поддерживаем конкурсы учителей и видим, что среди участников много молодых и активных учителей, которых не нужно административно побуждать, они уже замотивированы и вовлечены, и наша задача использовать их как проводников тех инноваций, которые мы создаем.»
      Помимо образовательных корпораций, субъектами инноваций являются и сами педагоги. Нил О’Тул, исполнительный директор EDvisor Finland, отметил, что за рубежом «поддержка низовых инноваций находится в компетенции школьных управленцев, это middle management issue, задача директоров, тех, кто понимает особенности образовательной среды конкретной школы. Программа задает широкую контекстную рамку для педагогов, они имеют возможность сами комбинировать материал и те или иные подходы к преподаванию.»
      В условиях очень быстрых изменений, прежде всего связанные с цифрой, ни корпоративный, ни внутришкольный подход не могут быть вполне адекватны ситуации. Исак Фрумин обратил внимание на данные исследований цифровой готовности в российских образовательных учреждениях, согласно которым 45% преподавателей склонны интересоваться новыми технологиями, а 55% не проявляют к ним интереса. При этом 74% скорее видят в инновациях проблему, насторожены к ним.
       Врио директора Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки РФ Антоний Швиндт подтвердил, что в вузовской среде большинство опасений относительно новых технологий исходят именно из преподавательской среды, в то время как администрация и студенты более открыты новому: «Администраторы в образовании охвачены курсами повышения квалификации, студенты активно используют приложения для получения сервисов, например, справок и так далее. Преподаватели же находятся под постоянным прессингом: как быть в повестке, оставаться источником знаний о том, что постоянно меняется." Помочь справиться со страхом выпасть из контекста может лишь действенная, а не формальная система повышения квалификации и ДПО, ориентированная на преподавателей высшей школы. «Поскольку многие преподаватели ВУЗов не имеют педобразования, то их важно развивать именно в области педпрактик и показывать им новые технологии – не столько уже он-лайн курсы, но и AR, VR,” – подчеркнул Антоний Швиндт.
         Радикальную идею о замене "образованцев" на профессионалов из других сфер как о способе обновления системы высказал директор по направлению "Образование и кадры" АНО "Цифровая экономика" Андрей Сельский. Он отметил, что инновации в образовании появляются прежде всего за счет прихода в него людей из смежных сфер: "Сама система образования инерционнна и консервативна, она склонна людей переваривать. И чем позже она начинает видеть конкретного человека как образованца, тем лучше и тем больше он успеет сделать. В образовании уже заметны стартапы и крупный бизнес, который ранее не имел к нему отношения. Чтобы изменить образовательную систему, нужно мыслить вне ее рамок. Как говорил Эйнштейн, мы не можем решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.»
        Однако подобное ожидание «прогрессоров» извне системы не подразумевает, тем не менее, сбрасывание со счетов тех полутора миллиона человек, которые уже заняты в системе образования. «Это огромный креативный потенциал. Доказательство тому – педагоги-новаторы позднего СССР, когда учитель из Донецка Виктор Шаталов собирал у экранов больше зрителей, чем сегодня ведущий Андрей Малахов. Поэтому не можем мы бросать эти полтора миллиона тех, кто внутри, и рассчитывать лишь на тех, кто во вне,» - считает Исак Фрумин.
        Его позицию поддержала президент «Рыбаков фонда» Екатерина Рыбакова:


"Есть мнение, что школа как институт себя изжила, но мы придерживаемся другого мнения, мы верим в школу, и это именно вера, - я не смогу вам сейчас доказать, что школа точно тот институт, который будет определять будущее, но она определяет настоящее - в нее ходят 12 млн детей. Для педагогов необходимо создать среду поддержки, где у них будет право на ошибку, пространство поддержки. Мы создаем его с помощью наших конкурсов, объединяя педагогов в сообщества, где они друг друга поддерживают и вдохновляют. Кроме того, инноваторы в школе нужны, потому что именно они могут подать пример инновационного подхода самим детям. Творчеству учат не лекции о творчестве, а творческая среда. Горизонтальное сообщество для обмена опытом – самая лучшая среда для отбраковки - неэффективные инновации умрут, а эффективные будут востребованы.»
        Генеральный директор Агентства инноваций Москвы Алексей Парабучев указал на еще один аспект цифровой трансформации всего общества , который изнутри системы образования пока плохо заметен: за последние 5 лет сформировался большой слой ed-tech компаний и стартапов, которые предлагают на открытом рынке новые форматы передачи знаний, более привлекательные аудля сегодняшних школьников и студентов. Эти компании отвоевывают внимание аудитории у традиционной системы образования. «Edtech-компании в среднесрочной перспективе подрывают монополию существующей классической системы как среднего, так и высшего образования. Сейчас "новые люди" – это не перерождающиеся учителя, а молодые наглые люди извне, такие варвары, которые активно захватывают пространство. Мы с ними как Агентство инноваций Москвы активно работаем,» - подчеркнул Андрей Парабучев. Он рассчитывает, что в рамках создания инновационного кластера Москвы появится платформа для взаимодействия между вузами, школами, учителями и edtech- сообществом . «46 % стартапов edtech работают в сфере ДПО, лишь 2% стартапов предлагают что-то для Вузов, чуть больше для школ. Сегодня между edtech и традиционной системой стена, они не взаимодействуют. EdTech современен, но совершенно нечувствителен к вопросам, которые принципиально важны для системы обучения и воспитания.»


Директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК» Алексей Гусев также указал на большой потенциал взаимодействия педагогических и технических вузов: «Есть интерес к межвузовскому сотрудничеству, но педвузы стоят особняком. Попытка совместить компетенции методистов и инженерных вузов могли бы дать плоды.»