Большинство из 28 проектов, отобранных на КИвО в 2019 году из 601 заявки, направлены на преодоление разрывов и «болей» в существующей формальной системе образования: передача опыта пенитенциарной педагогики, инклюзия для детей с нарушениями слуха и другими ОВЗ, противодействие профессиональному выгоранию педагогов, реализация индивидуальных образовательных траекторий учащихся, развитие сотрудничества между школами разных стран, разрешение конфликтных ситуаций, выработка метапредметных навыков у учащихся и цифровой грамотности у педагогов.
Другое значительное направление проектов – работа в инновационной форме с обучающим предметным контентом: по географии, генетике, анатомии, экологии, информационной безопасности, английскому и китайскому языку, математике, первой медицинской помощи и даже личностному росту.
«В Летней школе нам очень важна экспертиза нашего проекта. Мы пришли сюда, чтобы понять, что нужно школам, как мы можем построить взаимодействие с ними. Также мы хотим познакомиться с партнерами КИвО. Нам показались очень интересными корпорации вроде «Просвещения» и «Российского учебника», потому что наш проект рассчитан на школьников. Через наш комикс дети узнают, что в мире живут герои с особенностями слуха, что некоторые дети носят слуховые имплантаты. Если ребенок знает, о чем речь, то у него не возникнет непонимания и агрессии. Нам важно, чтобы об этом узнало как можно больше школьников и учителей», - обозначили цели участия в Летней школе члены команды проекта «Покажу по секрету».
За три дня школы участники прослушали мастер-классы по проектному управлению, социальному проектированию, актуальным тенденциям в сфере образования, информационных технологий и маркетинга и прошли «экспертную трубу» - серию консультаций для каждой командой с 4 командами экспертов. «Точно могу сказать, что все участники замотивированы повысить свои компетенции. Это безусловно их сильная сторона,» - отметила директор конкурсных программ Рыбаков Фонда и автор одного из мастер-классов Наталья Тюшкевич.
«Каждый, у кого есть идея, должен знать, куда идти и что делать для того, чтобы идея превратилась в большой чудесный проект. Поэтому мы так любим миссию КИвО. Когда каждый школьник будет знать про такие конкурсы, что в 17 лет он сможет запустить свой стартап, а будущее образования – это клондайк, то всё обязательно будет хорошо», – подчеркнул Андрей Андрусов, заместитель директора Центра Содействия Инновациям в Обществе «СОЛь».
Во время итоговой питч-сессии 24 проекта предложили на суд жюри доработанные в ходе Школы презентации проектов.
«Я бы отметил три проекта. Очень актуальны для России детские сады «Разумейка», которые, на мой взгляд, надо масштабировать. Вторым я бы выбрал методику работы в школе в Канской колонии. Третий проект, который порадовал, – комиксы о слабослышащих и неслышащих детях для школьников. В этих проектах есть команды и компетентность», - высказал свои предпочтения по итогам питч-сессии член жюри Летней школы, глава экспертного направления Strategy Partners Сергей Лозинский.
Эксперты обратили внимание на то, что инноваторы все активнее учитывают тренды, привнося в свои проекты элементы AR и VR, искусственного интеллекта и машинного обучения. Однако многие авторы останавливаются на стадии идеи и не делают следующий шаг по тестированию гипотез: «Молодые проекты сегодня – это путешественники по акселераторам России, КИвО для многих - это первая ступень. Постоянно проверяйте свои гипотезы в действии, сомневайтесь в том, что вам говорят, делайте минимально жизнеспособный продукт и постоянно его тестируйте, давайте в руки пользователям, благополучателям, клиентам, слушайте их отзывы и получите первые цифры, которые помогут принять решение о дальнейших шагах,» - призвала инноваторов Екатерина Трушина, руководитель программы по финансовой грамотности благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее".
Вице-президент по издательской деятельности АО «Издательство «Просвещение» Копылова Виктория обратила внимание участников, что ситуация, когда «все уже придумано за нас», должна только стимулировать: «Необходимо учиться презентации собственной идеи. Не стоит говорить много о себе – «а у нас, мы смогли», - важно четко доносить идею и отвечать на вопросы об отдаче, возврате средств и усилий. Иначе ваши идеи не найдут воплощения нигде, кроме как в вашей школе. И помните – до Цукерберга кто-то пытался создать Facebook, но получилось только у него, поскольку дело не только в идее, а в упорстве в ее воплощения».
Директор по стратегическому развитию образовательной компании МАКСИМУМ Максим Сигал призвал авторов проектов более четко отвечать на вопрос о том, чью «боль» решает конкретный проект: « Если вы не решаете ничью боль, кроме своей, - занять себя или заработать денег, то тогда вам стоит пойти в найм или открыть понятный бизнес вроде магазина. Думайте больше и шире – не о помощи одному человеку или заработке 100 рублей. Марк Твен когда-то сказал: «Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Определитесь, чего лично вы хотите: славы, денег, построить компанию.»
«Я рада, что постоянно появляются энтузиасты, которые готовы на местном уровне реализовывать свои проекты и стремиться к тому, чтобы стать больше и помочь многим людям. Если энтузиазм есть, значит, действительно есть возможность дожить до инноваций и реального их использования. Важно помнить, что в центре любой инновации находится человек с его болями, потребностями и интересами,» - завершая питч- сессию проектов, отметила Людмила Дудова.
По итогам отбора экспертов и жюри Летней школы 10-15 проектов будут приглашены в финал КИвО-2019, который состоится 21-23 октября в рамках форума «Открытые инновации».
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) в шестой раз проводится НИУ Высшая школа экономики и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. Главный приз – travel grant для представления проекта в любой точке мира.