Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится уже четвертый год, его организаторы — Институт образования НИУ ВШЭ и «РЫБАКОВ ФОНД» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Количество заявок стабильно большое, поток инноваций оказался неисчерпаемым, отмечает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Причем эти инновации — «живые», они рождаются не в начальственных кабинетах и поэтому имеют все шансы на успех.
Летняя школа — обязательный элемент КИвО: участники конкурса посещают лекции, мастер-классы и тренинги. Самый серьезный тренинг — «экспертная труба», когда в течение нескольких часов каждый участник по очереди общается с 15 экспертами, кратко рассказывает им о своих проектах, получает замечания и рекомендации по доработке.
Тематика лекций и мастер-классов — в основном бизнес и образование. Например, директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн рассказал о внедрении инноваций в лицее, а руководитель Школы игрового программирования «Кодабра» Дарья Абрамова, участница КИвО 2015 года, — о том, как выстроить работу с общеобразовательными школами.
Одна из проблем, которая обсуждалась на летней школе, — соотношение социальной и коммерческой составляющей в образовательных инновациях. «Некоторые участники считают, что в образовании нельзя зарабатывать деньги, относятся к этой идее с опаской и даже с презрением, — говорит директор КИвО Диана Королева. — Наша задача — показать, что социальные проекты могут быть коммерчески успешными, и наоборот — у коммерческих проектов в образовании может быть социальная составляющая».
Участники летней школы в этом году заметно моложе, чем в предыдущие годы, и это естественная динамика: при отборе заявок члены жюри не были осведомлены об их возрасте. Они схватываю «крутое», модное и передовое, отмечает Диана Королева. Еще одна особенность — соответствие представленных инноваций глобальным трендам в образовании, прежде всего — бурному развитию информатизации (виртуальная реальность, чат-боты и проч.). География конкурса, как обычно, широкая — от Якутска до Минска.
В Институте образования ВШЭ планируется создать аналог летней школы КИвО — акселератор образовательных проектов. Разница в том, что он будет более продолжительным и рассчитанным на широкий круг инноваторов в образовании.
О своих проектах рассказывают участники Летней школы КИвО-2017.
Василий Максимов, директор Малой компьютерной академии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск
Мы приехали на летнюю школу вместе с дочерью Марией — докторантом Пусанского национального университета (Южная Корея). В Малой компьютерной академии мы учим школьников робототехнике, нам помогают южнокорейские компании и технические школы. На школьников рассчитан и наш проект — Дистанционная академия малых роботов. Это виртуальный симулятор роботов — какой бы богатой ни была школа, она не сможет приобрести роботов разного типа, а здесь все они представлены. Симулятор подойдет и для тех, кто интересуется программированием. Можно устраивать дистанционные соревнования по робототехнике для детей из разных районов, из отдаленных улусов.
На летней школе КИвО мы пообщались с интересными специалистами. Нам объясняли, казалось бы, простые вещи — как создать презентацию, как продвигать образовательный проект и проч., но о многих нюансах мы раньше не знали.
Я уверен, что за робототехникой будущее, уже сейчас на добывающих производствах применяются безлюдные технологии. К тому же мы приобщаем детей к инженерно-техническому творчеству. Этой осенью будем апробировать виртуальный курс на одной группе, затем планируем расшириться на всю Якутию и, если получится, работать в масштабах России.
Андрей Баяджан, руководитель проекта «dnotation», Санкт-Петербург
d notation (d означает digital) — это приложение для ввода нотных текстов и обучения нотному письму для мобильных устройств и интерактивных досок. Приложение основано на изобретении - специальной клавиатуре для цифрового ввода нотных текстов. Мы первые, кому удалось реализовать эту идею. Любой человек, знакомый с нотным письмом, может с легкостью записать нотный текст на мобильном устройстве. Существуют многочисленные нотные редакторы, но они требуют длительного освоения и их невозможно применить в обучении нотному письму. Я развиваю проект вместе с Романом Ивановичем Рудицей, композитором, моим учителем по музыкальной теории и Владиславом Гордиевским, опытным программистом, специалистом в области компьютерных технологий.
Сейчас у нас есть предварительные заказы от российских музыкальных школ, и мы планируем выйти на европейский и американский рынки. В России реализация проекта затруднена, потому что и общеобразовательные, и музыкальные школы не оснащены планшетами, а было бы замечательно учить детей с помощью виртуальной клавиатуры, дети с легкостью могли бы овладеть азами нотной грамоты.
На летней школе было много интересных лекций. Например, мне понравилось выступление Дарьи Абрамовой, создателя школы «Кодабра». После выступления Дарья дала мне ценные советы, основываясь на своем опыте, — в том числе по ценообразованию, по выбору аудитории, на которой нужно фокусироваться.
Цель моего участия в КИвО — выиграть travel grant для представления d notation в школах и университетах США. У меня уже есть договоренности с несколькими профессорами в разных штатах, они тестировали мою разработку. Очень важно личное общение с потенциальными пользователями и присутствие на тестах в образовательных учреждениях.
Дарья Рахманинова, руководитель проекта «Неудобный разговор», Москва
Мой проект посвящен половому просвещению. Он только начинается, а о нем уже пишут журналисты, придумывают странные заголовки. Идея проекта обусловлена тем, что в России очень остро строит проблема заболеваний, передающихся половых путем, внеплановых беременностей, абортов, и надо ее как-то решать. Половое просвещение — один из возможных способов решения, но фактически его нет. Наш проект восполняет этот пробел.
Раньше я была школьным учителем биологии, сейчас — научный сотрудник Института биоорганической химии, но я продолжаю работать с детьми, вижу их потребности, понимаю, что, например, информацию они лучше всего воспринимают через короткие сообщения, через мультики. Вижу, что проблемы полового воспитания беспокоят родителей не только подростков, но и младших школьников. Дети знают, как работает пищеварительная система, а про половые органы не знают ничего, и родители не понимают, как им об этом рассказать.
На Летней школе КИвО я встретила стопроцентное понимание и поддержку, хотя привыкла к неприятию и сопротивлению, в таких случаях просто слушаю и не пытаюсь спорить. А здесь люди воспринимают проект очень адекватно, выступают «крутые» спикеры. Я никогда не занималась проектной деятельностью, а здесь об этом много рассказывают, я стараюсь впитывать. Раньше я считала, что мой проект должен быть бесплатным, а здесь мне объяснили, как искать финансовую поддержку, в какие фонды обращаться и как строить отношения с деловыми партнерами.
Светлана Камка и Глеб Дагаев, директор и заместитель директора школы № 107, Екатеринбург, проект «СловаРус»
Детям мигрантов, не знающим русский язык, сложно учиться, а учителям, в свою очередь, сложно их учить. В нашей школе их около 20%, а в некоторых других — вплоть до 90%. Чтобы облегчить их адаптацию, мы разработали программу дополнительного образования, которая реализуется в двух школах, также действует клуб для детей мигрантов.
На КИвО мы представили проект учебно-методического комплекса (УМК) для детей мигрантов «СловаРус», с помощью которого они могли бы изучать русский язык и социокультурные особенности России. УМК основан на игровых технологиях, благодаря которым ребенок легко идет на контакт. Один из элементов комплекса — настольная игра, ее прототип мы привезли на летнюю школу.
В наших планах — создание полноценного УМК, в который войдут также пособия для учителя и для родителей, рабочая тетрадь, мобильное приложение для домашнего использования. Если удастся найти деловых партнеров и привлечь инвестиции, можно будет масштабировать проект. И сейчас мы на распутье — нужно определиться, над какими элементами УМК работать в первую очередь, на чью поддержку можно рассчитывать.
От менторов на летней школе мы получили положительные отклики, много ценных советов, например, о механизмах продвижения, узнали о, казалось бы, элементарных приемах, облегчающих представление продукта аудитории. Если выиграем тревел-грант, было бы интересно посмотреть, как организовано языковое обучение детей мигрантов в Европе и США. Есть ведь глобальные подходы к решению этой проблемы, и опыт других стран можно было бы применить у нас.
Дмитрий Марков, основатель компании Neuro Lab! Algorithms, Новосибирск
Компания создает образовательные продукты на базе алгоритмов, в нашей команде — 5 человек, в том числе разработчики из Москвы. Начинали с онлайн-курсов для федерального министерства финансов, а сейчас наш передовой продукт — образовательный чат-бот. Это программа, с которой пользователь ведет учебный диалог. Например, она спрашивает, знаешь ли ты столицу такого-то государства, и если не знаешь — дает подсказки, и так далее. Наши алгоритмы позволяют создать чат-ботов для обучения чему угодно. На летней школе представили чат-бот, в основе которого — учебник географии 5-го класса.
Год назад Билл Гейтс заявил, что скоро все люди будут учиться с помощью чат-ботов. Пока до этого не дошло, искусственный интеллект еще не так развит, но чат-бот может отчасти заменить репетитора. Среди компаний — наших клиентов есть рестораны, где чат-ботов используют для обучения официантов, они же должны знать наизусть меню, владеть техникой продаж, знать этикет. Весной наш чат-бот принимал экзамен у студентов Новосибирского государственного университета. Пользователям чат-боты нравятся, потому что это диалог, игра, даже интриги, интерфейс на естественном человеческом языке.
Летняя школа КИвО — это замечательная среда, атмосфера. Даже если лектор или тема мастер-класса тебе не интересны, есть возможность пообщаться. Понравилось, что участники должны рассказывать о своих проектах в течение трех минут. Рассказывать я умею, но в формате лекций — преподаю в университете, так что приобрел здесь новый навык.