Приводим ключевые тезисы, которые прозвучали на сессии.
- Форсированный дистант стимулировал взаимное внимание друг к другу школ, цифровых гигантов и EdTech - компаний. 57% педагогов не имели опыта дистанционных занятий и 95% школ не проводили дистанционных мероприятий до начала карантина.
- Для большинства педагогов основным источником информации о цифровых решениях являются другие учителя и администрация школ и в наименьшей степени - внешняя среда и ее акторы. При этом взаимодействие с EdTech-компаниями увеличилось у 51% учителей и 65% школьных администраторов.
- В ситуации, когда использование цифровых инструментов стало обязательным, первичным стал вопрос об их доступности и удобстве. Очевидно, что школам нужны сервисные партнеры, которые кроме технических решений предоставят круглосуточную поддержку от разработчиков, адаптированную к уровням пользователей, - от уровня “куда нажать, чтобы зарегистрироваться” до уровней "гиков".
- Во всех регионах с началом карантина педагогам даны рекомендации по использованию образовательных платформ, во многих силами местного сообщества и властей ликвидирован дефицит цифровой техники в семьях с детьми. В остальном же комплекс мер по поддержке дистанта в образовании варьируется от региона к региону и включает в себя достаточно неоднородно элементы взаимодействия со всеми стейкхолдерами - педагогами, родителями, учениками, администраторами.
- Например, директор “Центра развития талантов” (Великий Новгород) Юлия Андреева рассказала, что педагоги в регионе подключены к рекомендованным Минпросом платформам - РЭШ, Учи. Ру, Skyeng, Новая школа, для учеников новгородским телевидением запущен медиа-проект “Уроков.net” - видео-лекции от предпринимателей, специалистов по технологиям и даже губернатора Алексея Никитина на тему профессий будущего. При Новгородском университете создана команда волонтеров, которые помогают педагогам освоить цифру, несколько EdTech проектов работают в рамках Фабрики пилотирования проектов НТИ в регионе. “После завершения карантина будет некоторый откат в использовании цифры, но все-таки лучшие решения закрепятся,» - уверена Юлия Андреева.
- Начальник отдела общего образования Департамента образования Нижнего Новгорода Мария Рамина отметила, что в регионе реализован комплекс мер, направленных на коммуникацию в педсообществе и с родителями. Так, создана система постоянной связи с руководителями образовательных организаций, работает горячая линия для родителей школьников, на сайтах школ созданы разделы по дистанту, проводятся родительские собрания он-лайн. Сбор кейсов успешного опыта ведется в рамках проекта “Учительский ежедневник”. «Очень важное, что создана возможность обмена опытом, площадка для высказываний,» - считает Мария Рамина.
- Генеральный директор образовательной компании Maximum Education Михаил Мягков рассказал, что по инициативе компании в нескольких регионах по 20-30 школ подключились к платформе и получили доступ к урокам и заданиям. Также около 130 тысяч семей записалось бесплатно на тренажеры ОГЭ и ЕГЭ, которые являются основным продуктом компании. “Однако наши продукты построены для решения проблем ученика и родителя, мы в своей ДНК прежде всего B2C компания, и пандемия эту ситуацию пока не поменяла. Для качественного дистанта необходим комплексный подход - платформа, поддержка, методическое сопровождение. Лоскутное одеяло даже хороших решений не даст того эффекта, на который способен дистант”, - полагает Михаил Мягков.
- Сложность взаимодействия с формальной системой образования даже в ситуации повышенного внимания к он-лайн решениям подтвердил и генеральный директор компании “Алгоритмика” Андрей Лобанов: “Большинство компаний на рынке образования работают b2c, поскольку у школ мало инструментов взаимодействия с частным сектором. В регионах есть заинтересованные чиновники и директора, но юридически не так много вариантов, как госструктуры могут платить. Что мы можем сделать для системы сейчас? Мы бесплатно отдали наши тренажеры по программированию и компьютерной грамотности, провели вебинары для 7,5 тысяч учителей.” Также Андрей Лобанов подчеркнул, что “офлайн все-таки эффективнее, после карантина мы вернемся в школы, но привычки использовать лучшие решения останется, и это шаг вперед для системы образования”.
- В целом опыт, приобретенный во время дистанта, поставит вопрос не только об удобстве, но и о доказанной эффективности цифровых технологий и EdTech решений. Так, исследования, которые проводились до глобального карантина (Learning technology Sparx, 2020) , говорили о невысоком уровне доверия к EdTech-компаниям в среде педагогов: более трех четвертей учителей и руководителей школ (79%) хотят видеть четкие доказательства того, что EdTech работает в классе.
- Кроме масштабных платформ востребованы и локальные проекты поддержки учителей. “Мы создали “Школу образовательного технолога” изначально для продвинутых учителей, а сейчас мы помогаем перестроить уроки в логике дистанционного преподавания и преодолеть стартовый барьер уже всем педагогам. В партнерстве с Атлас коммуникаций мы записали курс вебинаров, собрали обратную связь, доработали курс и вышли с ним на платформу “Российского учебника” и Фоксфорда. Я уверена, что после карантина мы не вернемся к прежним формам на сто процентов, главный вопрос - какие решения выживут и как их оплачивать”, - считает Татьяна Русских, со-автор проекта “Школа образовательного технолога” и преподаватель гимназии “Корифей” (Екатеринбург).
- Среди успешных кейсов сотрудничества школы и EdTech выделяют те, где активную роль (в разработке или апробации) играют практикующие учителя. Педагоги становятся потребителями решений, но пока преимущественно доверяют государственным поставщикам, тогда как Edtech-флагманы и стартапы остаются “за бортом”
- Индивидуальная цифровая готовность педагогов неравномерна, школы также действуют как “пионеры цифры” и “технофобы” - в первых к цифре готовы более 70% сотрудников, во вторых- не более 30%.
- Роль учителей и профсообщества значительна в процессе перехода на дистант, они активно участвуют в формировании инструментария. 10% учителей организовали переход занятий на дистанционный формат самостоятельно, 44% использовали опыт коллег, но адаптировали его под свои занятия; 36% учителей полностью опирались на решения, разработанные в их организации.
- “Ситуация обязательного дистанта примиряет кибероптимистов и киберскептиков, превращая их в реалистов. Использование цифры перестанет быть вопросом вкуса, поэтому важно понимать, как измерять эффективность цифровых инструментов, а для этого у нас много возможностей, больше, чем для многих традиционных педагогических приемов. Поэтому вопрос уже сегодняшнего дня - какой быть цифре в школах? Той, которой пользуются коммерческие флагманы EdTech или иной, выросшей изнутри формальной системы образования? В этом году в рамках Конкурса инноваций в образовании (КИвО), который проводит наша Лаборатория, мы объявили специальную номинацию COVED. В нее попадут инновационные проекты, которые помогают выстроить образование в ситуации пандемии. Традиционно инновации поступают к нам как извне системы образования - от стартаперов, предпринимателей и даже родителей, так и изнутри - от учителей, психологов, администрации школ и Вузов. Очень любопытно, как разделятся и разделятся ли проекты по этому основанию. 18 мая после окончания приемной кампании для инноваций мы это узнаем,” - отметила заведующая Лабораторией изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева.