В рамках диалога иностранные участники представляли текущий контекст систем образования своих стран, а также концепт образования будущего, которое отвечало бы запросам технологичного и быстро изменяющегося мира. В рамках саммита работали шесть ключевых секций, которые целиком охватили все актуальные вопросы и вызовы образования: раннее развитие детей, компетенции 21го века и инновации в образовательном процессе, четвертая индустриальная революция и будущее школы, а также студенческая мобильность и открытое образование, будущее высшего образования и академическая мобильность, обучение предпринимательству и трудоустройство молодежи. В заключении саммита был представлен план The Belt and Road Education Research Project, составленный по итогам международного диалога.
В мероприятии приняли участие эксперты более чем из 60 стран мира: Китая, Мексики, Франции, Польши, Венгрии Азербайджана, Албании и тд. Представителем России на этом мероприятии была Диана Олеговна Королева, директор центра изучения инноваций Института образования НИУ ВШЭ, которая выступила с докладом об инструментах выявления и поддержки развития низовых образовательных инноваций.
- Диана Олеговна, скажите, был ли это Ваш первый визит в Китай, и было ли в этом международном мероприятии что-то типично китайское?
Для меня это был не первый визит в Китай, но в Пекине я была впервые. Мне кажется, что вся повестка саммита соответствовала духу страны, во всем чувствовался размах. Объединение такого числа экспертов высочайшего уровня под эгидой Китая это сильный шаг, некое перетягивание сил, в том числе европейских, в Азию. По итогам саммита обсуждалось создание ассоциации или сообщества The Belt and Road in Education, которые могли бы стать конкурирующей организацией, например, с ОЭСР или ЮНЕСКО.
Повестка у каждой страны и у каждого исследователя на этом саммите была своя, но есть точки, темы, которые актуальны для всех: компетенции 21го века, инновационные методы преподавания и получения знаний, обучение учителей, ведь чтобы по-новому учить, нужны новые квалификации, методы обучения, а также новые задачи для современных университетов.
Деловая программа была очень насыщенная. Здорово встретить кого-то знакомого на международной мероприятии, в этот раз нам в очередной раз удалось пообщаться с представителями WISE (World Innovation Summit for Education), это крупный международный форум, организуемый фондом Катара. Я считаю знаковым, что на международной арене КИвО занимает серьезную нишу и, по сути, полностью охватывает Россию и страны СНГ. Если три года назад, когда я сама была на саммите и рассказывала о КИвО, это была новинка, сегодня с WISE мы общаемся на другом уровне.
Еще одна важная встреча состоялась у нас с профессором Gabor Halasz из Венгрии. В Центре исследования инноваций в образовании мы изучаем низовые инновации и то, как они появляются, распространяются и какое влияние оказывают на систему в целом. В Венгрии, под патронажем и по гранту Европейского союза, также проведено большое исследование о локальных инновациях, но немного под другим углом. В рамках исследования создана карта образовательных инноваций и проведена оценка их фактического применения на местах.
В рамках визита было организовано посещение небоскреба Mooc Times Building, - огромного здания, где производятся современные Mooc-курсы. Властями поднебесной создана вся необходимая для этого инфраструктура. В здании Zhongguancun Mooc Times Building находится международный инкубатор по образовательным инициативам (International Incubator of educational initiative), с руководителями которого нам удалось обсудить возможное сотрудничество. В настоящее время мы разрабатываем программу акселератора образовательных стартапов. Это видится логичным следующим шагом для КИвО. Мало выявить инициативы снизу и предложить за короткое время стартовую программу по развитию, всегда важна дальнейшая поддержка. Драйверы инноваций, их создатели, даже если они побеждают в КИвО и получают номинацию, должны работать дальше. КИвО - это звездный час, но на этом все не заканчивается, инноваторам нужны поддерживающие и обучающие программы и менторы. Поэтому визит в этот инкубатор и знакомство с его командой было для нас очень ценным.
- Есть ли на Ваш взгляд что-то, чему мы должны поучиться у Китая?
- С точки зрения инноваций в образовании и его изменения, однозначно, да. Если посмотреть на международные исследования, то азиатские страны всегда в лидерах. На мой взгляд, Mooc Times Building в Китае является отличным примером того, что тенденция очень быстро подхватывается, создается необходимая инфраструктура для ее развития. Китай очень чутко реагирует на инновации, не только в образовании. Нам нужно поучиться скорости, готовности к изменениям. Не секрет, что, системы образования - это тяжеловесы и многие исследователи высказывают мнение, что им нужно не менее 50 лет, чтобы осуществить поворот, адаптировать инновацию. Это можно понять и объяснить, всегда нужно разборчиво подходить к внедрению инноваций, которых довольно много, это с одной стороны, с другой, в этом быстро меняющемся мире надо оперативно схватывать новое и создавать условия для интеграции.