Номинация от ГК “Просвещение” называется “Цифровая реальность” и фокусируется на проектах, которые совмещают цифру и проверенную “аналоговую” педагогику. Какой должна быть пропорция “цифры” и офлайна в проекте?
Пропорция может быть индивидуальной, мы не предлагаем использовать только цифровые технологии. В этой номинации мы хотим собрать и показать педагогическому сообществу очень полезные интересные кейсы того, как учителя именно совмещают, комбинируют возможности цифры и офлайна.
Это может быть, например, при использование дополненной реальности на уроке астрономии или, как это сделала учительница из Кемерово Екатерина Шинкарева, проведение урока полностью в игре Minecraft. Каждый педагог является поваром на своей кухне, и он знает, в какой конкретно пропорции для того или иного класса или предмета стоит использовать те или иные инструменты.
Как должен быть оформлен проект в номинации “Цифровая реальность”? От каких ошибок стоит предостеречь педагогов - авторов заявок?
Прежде всего предостеречь стоит от плагиата. Уважаемые коллеги, плагиату - нет, будем проверять очень строго. Мы за чистоту эксперимента, за то, чтобы помогать, провоцировать в хорошем смысле слова, педагогам изменять привычную ролевую модель.
В целом проект может быть оформлен в свободном стиле. Важно указать предметную область, в которой работает педагог, возраст учеников, на которых направлен проект. От возраста, например, зависят пропорции офлайна и онлайн, подача материала. В остальном можно дать волю фантазии.
На какую и чью “боль” прежде всего должны отвечать проекты в вашей номинации?
На боль системы образования, которая сейчас очень остро ощущается в дефиците решений. На боль школьников, которые часто теряют мотивацию на уроках, не хотят сидеть в цифровых классах.
На боль педагогов-инноваторов, которые не всегда понимают и не всегда осмеливаются использовать в своей работе новые технологии и элементы. Например, в метро люди часто заходят только в одну дверь, потом кто-то открывает соседнюю дверь - и поток разделяется. Мы хотим, чтобы благодаря нашей номинации открывались дополнительные двери и поток распределялся: какие-то педагоги останутся верны своим традициям, и никто не будет их осуждать, а кто-то без максимализма и крайностей сможет цифровые и интернет технологии очень эффективно использовать в обучении.
Форсированная цифровизация в ситуации пандемии - это в большей степени стресс или поле возможностей?
Мы в “Просвещении” восприняли безусловно как поле возможностей. Как компания мы поняли, насколько крутая у нас IT система, мы вывели на удаленку более 1000 сотрудников без ущерба качеству работы. Среди учителей, с которыми мы очень тесно сотрудничаем, много тех, кто с огнём в глазах рассказывает о том, как они заставили себя изменить взгляд на собственные практики и позволить ученикам тоже себя в чем-то себя поучить. Ключевой вопрос - к учителю, насколько он готов выступать в новой роли. Для большинства это стресс, что нормально, поскольку неясно, что будет и что делать, ведь никто из нас раньше не был в такой ситуации. Выиграют те, кто воспримет ее как отправную точку развития новых навыков и компетенций.
ГК “Просвещение” активно помогает школам переходить на “удаленку”. Можно ли уже говорить о том, что оказалось самым большим вызовом, а к чему школы были в целом готовы?
Самым большим вызовом не только для школы, но и для родителей оказалась необходимость не прерывать учебу, продолжить ее в новых условиях.
Для всей системы образования непростой остается ситуация с интернетом: не только школы, но и семьи, домохозяйства не всегда его имеют.
Когда “наступил” дистант, не было единой платформы обучения, что неудивительно, поскольку цифровизация шла постепенно. На рынке уже много лет работают многочисленные платформы для дополнительного образования школьников. Они содержат хороший контент, но он не покрывает обязательную школьную программу. В начале апреля, спустя неделю усиленной работы 24/7 методистов, IT специалистов и маркетологов, платформа ”Моя школа в online”, которую представил министр просвещения Сергей Кравцов, заработала для 100% школ нашей необъятной родины.
Переход в онлайн получился неоднородным: кому-то это удалось быстрее и гармоничное, кому-то нет. Однако понятно, что в условиях нашей динамичной жизни освоение онлайна - наиболее вероятный вариант развития событий. Безусловно, когда мы вынуждены быстро перестраиваться, у одних случается ступор, у других - прилив адреналина. Сейчас можно говорить о том, что мы понимаем, какие существуют узкие места, и создали алгоритмы устранения в краткие сроки этих узких мест.
Еще год назад учитель, ведущий уроки с помощью Zoom, мог считать себя “инноватором”. Но за месяцы карантина цифровые инструменты станут повседневными для тех, кто раньше к ним не прибегал. Как можно определить “инновацию в образовании” в сегодняшней ситуации?
И сейчас учителя, которые ведут уроки эффективно и качественно с помощью Zoom, могут считать себя инноваторами. Вижу по собственному родительскому опыту: педагог- воспитатель в саду у моего ребенка со второго занятия смогла перейти на полноценный дистанционный урок, в него включились и дети, и родители, и получается эффективно. Домашней работы несколько больше, но ребенок мотивирован и увлечен, он сразу после занятия садится ее выполнять. Можно ли считать такого педагога инноватором? Да, можно. Важно, что он не только умеет запускать конференцию в Zoom, но и делает удаленный урок продуктивным.
Инновации в образовании сегодня, на взгляд “Просвещения”, - это как раз находки тех педагогов, которые постепенно гармонично органично внедряют цифровые ресурсы и видят результат. И все это не происходит как катком по Дюма, а развивается в нормальном рабочем режиме. Именно их мы хотим собрать в нашей номинации.
Призы в номинации “Цифровая реальность” - различные средства цифровизации. Возможно ли пилотирование предложенного проекта при поддержке ГК “Просвещение”?
Да, вполне возможно, это будет зависеть от предложенных проектов. У нас уже есть опыт поддержки финалиста конкурса КИвО - Geek Teachers. Мы с удовольствием окажем поддержку тем педагогам и школам, которые предложат качественный проект.
Кристина, ваше главное пожелание участникам КИвО - 2020?
Коллеги, мы с вами оказались на поле для экспериментов. И наших силах добиться эффективности от ставших неизбежными цифровых инструментов. Важно не бояться ошибаться, чтобы проверять, что работает, а что нет, и получать от этого удовлетворение. Потому что если учитель получает радость от работы, то и дети учатся с удовольствием.