Самая большая конкуренция сейчас в номинациях “Новое мышление” от “Просвещения” (132 заявки), “Цифровая трансформация образования” от ЯКласс (82 заявки) и “Поддержка педагогов” от Maximum Education (69 заявок).
Итоги отбора в полуфинал - в акселератор конкурса будут объявлены 16 июня.
Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке.В 2021 году впервые проводился специальный трек КИвО - Казахстан, партнером которого выступил Казахский Национальный педагогический университет им.Абая. На него поступило 27 заявок.
«Наш выход на международный уровень и экспансия в Казахстан со специальным треком - главная новация этого года. В целом мы видим, что в год пандемии творческая активность инноваторов заметно возросла: мы не только получили почти на 30% больше заявок, но и обнаружили, что почти половина проектов появилась в течение последних 12 месяцев. Такая молодость проектов делает особенно актуальной нашу успешную практику прошлого года, когда каждая команда получила две рецензии от экспертов на свою заявку, - в этом году мы ее повторим», - отмечает директор Конкурса Диана Королева.
Портрет инноваторов
- 69% инноваторов – женщины, средний возраст - 35 лет. 67% имеют высшее образование, 17% ученую степень.
- 16% участников КИвО - 2021 – это учащиеся школы или ВУЗа; 23% - школьные педагоги или управленцы, еще 19 % - преподаватели, научные сотрудники или управленцы ВУЗов. Только 3 % участников представляют систему СПО, в сфере ДПО заняты 13%, специалистов органов управления образованием среди авторов проектов 3%.
- Таким образом, на «внутренних акторов» приходится более 70% инноваторов. Извне предлагать инновации готовы предприниматели и сотрудники организаций, не связанных с образованием, - их 9% - их число снизилось по сравнению с 2020 годом, когда их было 17%.
Сферы образования, на которые направлены проекты КИвО-2021
Каждый из проектов, участвующих в конкурсе, обычно работает с несколькими уровня образования.
- Традиционно максимальное число проектов направлено на решение задач средней (5-9 класс ) и старшей школы (10-11 класс) и дополнительного образования – более 50% проектов указали их в качестве своего приоритета. В основе 28 % проектов – идеи для начальной школы (на 5 % меньше, чем в 2020 году).
- Интерес к дошкольному и семейному образованию сохраняется на уровне прошлого года - 20 % проектов указали на свою заинтересованность в этой сфере.
- Стабильно заметное число проектов направлено на взрослую аудиторию – это инновации в области высшего образования (31%), а также профессионального развития и непрерывного образования (lifelong learning) (по 26%). Также растет и число проектов для СПО - их 26%.
- Наиболее узкими остаются ниши инклюзивного (14%), корпоративного (15%) и начального профессионального образования (14%), а также о образование для представителей серебряного возраста (11% проектов).
Зрелость проектов и запрашиваемые ресурсы
- Более 60% проектов, заявленных на КИвО - 2021, находятся на начальных стадиях реализации - либо идеи, либо наличия первых пользователей. 17% проектов могут предложить готовый продукт, 4% уже подошли к стадии масштабирования.
- Половина проектов разрабатывается менее полугода, 24 % - менее года, 13% проектов разрабатываются больше 2-х лет. Эта ситуация кардинально отличается от картины 2020 года, когда половина проектов-участников разрабатывалась до подачи заявки на конкурс больше полугода, 25% - больше года.
- Из ресурсов, которые запрашивают авторы инновационных проектов, на первых местах коммерческие инвестиции, помощь экспертов и содействие в продвижении, - 44 % проектов указали такую потребность. Это заметно меньше, чем в 2020 году, когда более 80% говорили о стремлении найти на КИвО коммерческие инвестиции. Также востребована возможность найти единомышленников (37%). В поиске благотворительных инвестиций (38%), менторской поддержке и поддержке госорганов нуждаются, по их собственному мнению, от 64 до 57% проектов. Более половины всех проектов (19 %) ищут последователей - ранее об этом говорили 55%.
“Инноваторы с каждым годом становятся профессиональнее, конкретнее в своих запросах - они ищут не просто последователей своих идей, а пустились в погоню за навыками, конкретными мерами поддержки. Это значит, что больше требований будет адресовано всей системе развития инноваций в образовании и обществе в целом - от экспериментальных площадок в школах и вузах до мер развития семей и сообществ как носителей практик, - сред взращивания человека будущего, - полагает научный руководитель Института образования, сопредседатель жюри КИвО Исак Фрумин.
География инноваций
С точки зрения географии сохраняется централизация локализации образовательных инноваций: 20 % - 100 проектов из Москвы, 6 % из Санкт-Петербурга, Новосибирск и Екатеринбург вносят еще 7%.
При этом география конкурса остается глобальной - в этом году подано всего подано проектов из 102 населенных пунктов в России, Белоруссии и Киргизии, в том числе из Москвы 100 проектов; Санкт-Петербург - 29 проектов; Новосибирска и Екатеринбурга – по 19 проектов; Краснодара и Белгорода – по 11 проектов.
Распределение проектов по номинациям
Каждый проект имел возможность отметить себя в одной или двух номинациях одновременно. В итоге заявки были поданы в номинациях:
- «Новое мышление» (поддержана ГК «Просвещение»): для авторов методик использования нестандартных образовательных подходов, инструментов и форматов: телемосты, квизы, цифровые игры, реалити-шоу и конкурсы - 132 проекта;
- «Цифровая трансформация образования» (поддержана компанией «ЯКласс»): для EdTech и цифровых решений в образовании - 82 проекта;
- CovEd - 2021: для проектов, которые созданы как ответ на вызовы пандемии в адрес образования и его акторов - 62 проекта;
- «Поддержка педагогов» (поддержана Maximum Education): для проектов, направленных на разностороннюю поддержку практикующих педагогов и преподавателей - от инструментов планирования и создания контента до сервисов психологической поддержки и саморазвития - 69 проектов;
- «Семейная лаборатория образования» (поддержана Рыбаков Фондом): для проектов, сфокусированных на поддержке и развитии новой роли семьи в образовании - 45 проектов;
- «Развитие финансовой грамотности и предпринимательства» (поддержана Ассоциацией развития финансовой грамотности и Центром содействия инновациям в обществе СОЛь): для просветительских проектов в сфере финансов - 39 проектов;
- UrbanEdTech (поддержана Московским городским педагогическим университетом): для образовательных проектов, создающих цифровые решения, улучшающие жизнь горожан и городских сообществ - 25 проектов;
- «Наибольший социальный эффект» (поддержана от Центром содействия инновациям в обществе "СОЛь") - 51 проект;
- «Голос инноватора»: для проектов от авторов до 30 лет - 40 проектов;
- «Проектирование образовательной программы» (поддержана Открытым университетом Сколково): для авторов открытых образовательных программ - 15 проектов;
- Life long learning: для проектов образования за рамками формальных систем и возрастов - 54 проекта;
- P2P (in) education: для проектов, построенных на взаимном обучении и горизонтальной поддержке внутри сообществ, развитии образовательных комьюнити и сетей - 38 проектов;
- Well - being технологии и практики в образовании: для проектов, сфокусированных на здоровье, самочувствии, субъективном благополучии тех, кто учит или учится, развитии благоприятной образовательной среды - 23 проекта;
- Технологии корпоративного обучения: для проектов, призванных увеличить отдачу от реализации корпоративной стратегии привлечения, развития и удержания талантов - 24 проекта;
- Edutainment: для проектов в области культурно-просветительских инициатив, досуга и отдыха, практик образовательного туризма и иных форм передачи знаний вне школьных или университетских стен - 80 проектов.
«Новый тренд в образовании — вовлечение семьи. Это ответ на изменения, которые принесла пандемия, когда родители стали больше времени проводить с детьми во время учёбы. Уже сложилась практика family focused interventions, которая показывает, что вовлечение семьи помогает в несколько раз эффективнее решать почти любые проблемы. В нашей номинации “Семейная лаборатория образования” мы рассматриваем проекты, которые смогут заметно улучшить качество жизни семей, вовлеченных в различные образовательные ситуации» - подчеркнул программный директор Рыбаков Фонда Дмитрий Гарин.
«Термином «новое мышление» можно охарактеризовать всю сферу образования в последние несколько лет. Ситуация с массовым переходом на дистант стала вызовом для педагогов, но они справились, показав высокий уровень компетенций и открытость к новому: источникам, формам, способам воспитывать и просвещать. Этот опыт борьбы и обновления бесценен, и мы рады, что готовность показать его педагогическому сообществу выказало так много участников. Уверены, что победители номинации представят нам поистине увлекательные решения, мотивирующие и учеников, и педагогов мыслить вне рамок и постоянно их расширять», – рассказал вице-президент по развитию ГК “Просвещение” Павел Зенькович.
"Мы рады быть причастными к Конкурсу инноваций в образовании и всегда готовы поддерживать молодые стартапы. Я верю, что сейчас лучшее время, чтобы запускать edtech-компании, когда новая реальность наступила и открыла безграничные возможности для образования вне зависимости от твоего местоположения, возраста и социального статуса", – прокомментировал Андрей Илингин, директор международной образовательной компании ЯКласс в России.
КИвО организован НИУ «Высшая школа экономики», Рыбаков Фондом и АСИ при партнерстве с крупными компаниями в сфере образования. В 2021 году конкурс проводится в восьмой раз.
Прием заявок на Конкурс проводился до 31 мая. Полуфиналисты (около 25 проектов), отобранные в он-лайн акселератор Конкурса – Летнюю школу, будут объявлены 16 июня. Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке.
Финал Конкурса состоится офлайн в октябре в Москве. Главный приз – образовательный грант.