К И В О
РАСПАКОВКА ТРЕНДОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты практической части конференции «Катализатор инноваций в образовании»
Ускоряем понимание трендов
На конференции «Катализатор инноваций в образовании» посетители после завершения пленарной сессии «Мировые тренды образования в российском конткесте» поделились своей экспертизой, чтоб помочь другу другу «распаковать» ценность рассмотренных тенденций
Photo by Leo
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Формат распаковки трендов
  • Участники обсуждения
    Посетители конференции «Катализатор инноваций в образовании»: финалисты конкурса КИвО, руководители образовательных организаций, инициативные преподаватели и акторы поддержки инноваций в образовании.
  • Формат обсуждения
    Для организации дискуссии участникам было предложно объединиться в команды по приоритетности озвученных трендов. Каждая команда получила фрейм для заполнения. Так как общей креативной концепцией конференции «Катализатор инноваций в образовании» является ускорение взаимодействия и получения желаемых результатов, регламент обсуждения предполагал «отсутствие воды», «самую соль содержания тренда» и полезные рекомендации «в сухом остатке».

  • Применение фрейма
    Данный фрейм может быть полезен для обсуждения трендов внутри организации или на нетворкинг-мероприятиях для инноваторов образования.
Ускоряем понимание трендов
Давайте рассмотрим результаты распаковки трендов от инноваторов образования
Тренды «Педагогика заботы / педагогика отношений»
  • Ценность и примеры
    • с высокой скоростью развития технического прогресса людям особенно нужна поддержка
    • обеспечивается взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, применение технологии КТД
    • снижается уровень стресса
    • сохраняется принцип человекоцентричности и идей гуманной педагогики

    Примеры: программы по развитию личностных компетенции, группы с кураторский сопровождением, образовательные и досуговых мероприятия, объединяющие учителей и родителей (с применением технологии эдьютейнмент) просветительский проект «Академия родителей», курсы для совместного обучения детей и родителей, проект «Семейная робототехника».
  • Сложности и пути решения

    1. Эмоциональное выгорание педагога => получение удовольствия от процесса восполнения внутренних ресурсов.
    2. Недооценка ценности технологий учащимися => обучение основам эмоционального интеллекта.
    3. Слабая мотивация учащихся и родителей => создание комьюнити учащихся и родителей.
Тренд «Обучение через вызов»
  • Ценность и примеры
    Учащийся получает интересную задачу, сообразную и соразмерению своему опыту.

    Примеры: внедрение проектной деятельности, технология «перевёрнутый класс», внедрение Delta-лабораторий в школах.
  • Сложности и пути решения

    1. Инертность мышления всех участников образовательного процесса => популяризация темы.
    2. Нехватка методической базы => разработка методики и подготовка специалистов
    3. Точное определение уровня вызова => тьюторское сопровождение, понятная инфраструктура получения и обновления актуальной информации.
Тренд «Предпринимательское образование»
  • Ценность и примеры
    Развивает креативность, любознательность, критическое мышление, работу в команде, умели видеть возможности и ресурсы вокруг, гибкость мышления. Этот тренд запускает другие тренды.

    Примеры: проект «Стартап-креативность», курс НИУ ВШЭ «Медиастартапы и монетизация»,
    трек «Росмолодежь.Бизнес», программа «Я в деле».
  • Сложности и пути решения

    1. Ложные стереотипы (стартап - это не серьезно, стартап = инвестиции) => активизация взаимодействия добросовестных предпринимателей с обучающееся аудиторией.
    2. Сложность в коллаборации образования и предпринимательства=> создание и распространение информации и взаимовыгодных возможностях взаимодействия.
    3. Непринятие тренда формальным образованием => разработка и внедрение программ по предпринимательскому мышлению во внеурочную деятельность.
Тренд «Мультимодальная педагогика»
  • Ценность и примеры
    Именно этот тренд помогает персонализировать обучение и дифференцировать обучающихся, активизировать разные каналы восприятия, повышать вовлечённость.

    Примеры: Виртуальная лаборатория, онлайн-доски «Пруффми», тренажёр для самоподготовки «Экспланер», олимпиада «Профи».
  • Сложности и пути решения

    1. Неготовность использовать новые инструменты => индивидуальная работа с каждым преподавателем.
    2. Нехватка времени у педагогов => подключение студентов педагогических вузов.
    3. Нехватка технической оснащённости => привлечение партнёров и спонсоров.
    4. Охват не всего педагогического сообщества (частичный охват) => расширение команды разработчиков.
Тренд «Метавселенная для образования»
  • Ценность и примеры
    1. Единая точка входа.
    2. Индивидуализация (цифровой аватар).
    3. Доступ обзразования к тому, что сложнодоступно (практика производственных процессов).
    4. Безопасная тренировка навыков.

    Примеры:
    • хакатон для детей по созданию метавселенных для брендов;
    • создание 3д-симуляторов для рабочих специальностей (промышленный комплекс);
    • программы ГК «Роскосмос»;
    • разработка курса по кибербезопасности;
    • тренировка навыков общения на иностранных языках.
  • Сложности и пути решения

    1. Недостаточные компетенции пользователя => стартовый обучающий блок.
    2. Нехватка ресурсов (человеческих, финансовых, технологических) => внедрение готовых решений, коллаборации.
    3. Установка «на игру» => поляризация практической пользы технологии.
Результаты
  • Плакаты на конференции
    После завершения обсуждения заполненные фреймы украсили стену на входе в зал конференции, чтоб гости могли ещё раз ознакомиться с материалом на перерыве, обсудить с коллегами или поделиться в социальных сетях.

  • Закомство с трендами и экспертами
    Участники конференции познакомились с экспертами, близкими друг другу по сфере интересов, и помогли раскрыть ценность близких им трендов для других участников.
Участники дискуссии присутствуют в чате инноваторов образования
Здесь можно обращаться к инноваторам с поиском эксперта в применении того или иного тренда
Среди других трендов инноваторы образования назвали следующие:
Микрообучение, индивидуализация/персонализация обучения, гуманная педагогика, гуманизация образования, психолого-педагогическая безопасность, обучающийся как наставник, возвращение в офлайн, семейное обучение, пересмотр классно-урочной системы, геймификация, аутстаффинг, использование генеративного искусственного интеллекта всеми участниками образовательного процесса.
Последней теме посвящён отдельный блок конференции и деловая активность с участниками по данному блоку.
Ускоряем понимание трендов